Любовь и ревность как сущность человеческого общения


Трудно представить себе чувства и понятия, более диаметральные, чем любовь и ревность.


Но, в человеческом сознании они всегда были настолько связаны, что порой воспринимались как тождества, как синонимы, как две стороны одной сути. Каковы причины этого следствия?

любовь и верность

Парадоксальность ситуации.

Со школьной скамьи мы с вами помним пушкинское «Я вас любил...», восхищаемся благородством и самоотречением лирического героя, под которым подразумеваем самого поэта, красотой и возвышенностью его чувств, говорим, что настоящая любовь должна быть именно такой – всепрощающей и ничего не требующей. И к купринскому «Гранатовому браслету» обращаемся не только «на заре туманной юности», когда вся жизнь видится в нежной романтической дымке, а и в зрелые годы, в моменты обид и разочарований, чтобы напитать душу светлыми, добрыми, красивыми эмоциями и переживаниями, поверить вновь в возможность существования той самой единственной и неповторимой, «возможной один раз в тысячу лет любви».


Но рука об руку с идеалами, воспитанными в нас культурой, искусством, цивилизацией, из глубины веков идут простые житейские истины, и одна из них – «ревнует, значит любит». И тут же на ум приходит несчастный Отелло как самый яркий, классический образец глубокой любви и такой же бездонной ревности. И сколько бы поколений ни читало или ни смотрело трагедию Шекспира, всякий раз возникает один и тот же вопрос: если бы мавр любил меньше свою Дездемону, убил бы он её? Ответ однозначен: едва ли... Так где же истина?


Процесс эволюции.

Прогресс на то и существует, чтобы идти вперёд и вести за собою общество, образовывая, цивилизовывая не только в плане науки и техники, но и в сфере духовной, нравственной. И то, что было нормой, скажем, сто или даже пятьдесят лет назад, сейчас воспринимается как анахронизм, пережиток. Ревность – не исключение. Ведь, по большому счёту, источник её – во взгляде на близкого человека как на личное имущество и в соответственном к нему отношении. Если вдуматься, корни ревности кроются в тех доисторических правременах, когда человек отстаивал в борьбе с природой и с себе подобными право на жизнь, на еду и кров, на продолжение рода. Поэтому посягательство на любую собственность, будь то хижина, кусок мяса или шкуры, отражались незамедлительно. Женщина тоже считалась частью собственности, тоже была «моё!», и право владения ею отстаивалось с оружием в руках. Причём, независимо, соперник был соседом по роду-племени или пришлым, врагом. И женщины не отставали, защищая свои права на «своего» мужчину, но далеко не всегда обе стороны руководствовались любовными чувствами и отношениями. Значит, способность ревновать заложена в самой природе человека, едва ли не на генном уровне, всё равно как полигамия у мужчин? И да, и нет.


Когда человек влюблён, ему хочется, чтобы чувства были взаимны. И здесь совершенно одинаковы пылкий пятнадцатилетний подросток, уравновешенный представитель бальзаковского возраста или убелённый сединами старец. Но далеко не всегда получается «щучье веленье, моё хотенье». А чаще те, кого любим мы, не любят нас. Или любят, но как-то «слегка». И вот тут уже огромную роль играет человеческий фактор. Насколько сам влюблённый обладает внутренней культурой и толерантностью, умеет ли видеть в своём «предмете» существо такое же свободное, каким считает себя.

У кого эти качества выражены на должном уровне, тот ревновать не будет. А если и кольнёт ядовитая игла, то ненадолго. Для него ревность равна мещанству и пошлости. Конечно, без переживаний не обойдётся – не каменные же у нас сердца! Но пытаться привязать к себе или заставить насильно полюбить, мстить за то, что предпочли ему другого – такой человек ничего подобного делать не станет. Не потому, что слишком правильный или порядочный, нет! Просто эта линия поведения ему не свойственна априори (как принцип: «этого не может быть, потому, что не может быть никогда!») А вместо стремление к тому что бы ревновать и классического «её убью, его убью, себя убью» есть искреннее желание добра дорогому существу. И как бы выспренно это ни звучало, он счастлив просто тем, что любит, что ему дано пережить это удивительное чувство.

Подобные «индивидуумы» жили в разные века, но общий их процент на массу населения пропорционально зависит от степени цивилизованности и человечности общества в целом. Чем выше степень – тем больше влюблённых, счастливых «просто так», самих по себе, вне зависимости от разделённости или неразделённости их чувств.


И ещё несколько замечаний.

Если древние считали, что Земля покоится на трёх китах, то относительно ревности можем сказать, что, кроме чувства собственничества она держится ещё на двух началах – эгоизме и нашей неуверенности в себе. Эгоист, считающий себя центром Вселенной, никак не может пережить, что кто-то оказался достойнее его, умнее, красивее и так далее, что любовь прошла мимо, как и его избранник. Впрочем, любить эгоист всё равно не может (исключения встречаются, редчайшие!) никого, кроме своей персоны. А вот ревновать, завидовать и, как следствие, ненавидеть – это сколько угодно! Для него подобное настроение, поведение естественно не менее, чем для живых существ дышать, испытывать голод и жажду. По-другому вести себя он не умеет. Но кто сказал, что эгоисты должны править миром? Неуверенность в себе противоположна эгоизму, но в плане любви и ревности губительна не менее. Она, как хвост, тянет за собой подозрительность, недоверие, сомнение, неудачи. И стремление ревновать при таком раскладе возникает даже сама по себе, без повода, зато с обвинениями, подчас нелепыми, с агрессией, губящими на корню всё хорошее, что есть или могло бы случиться между людьми. Совсем как счастье, которое было «так возможно» и так близко!


Когда в ревность можно... поиграть!

Значит, ревность – отрицательное состояние души, стоящее, если говорить словами астрологов, в разрушительном градусе? Увы, да! За подтверждением можно обратиться к статистике – сколько правонарушений, жестоких преступлений совершилось на её почве! А сколько ещё произойдёт!..


Но в жизни случаются моменты, когда полезно немного заставить поревновать, поволноваться своего бой-френда или свою пассию. Зачем? Ну, чтобы придать некоторой остроты отношениям, так сказать, всыпать в устоявшееся бытие немного перчика. Касается это, прежде всего, семейных (или почти семейных) пар, у которых за плечами достаточно лет, проведённых вместе. Страсть в этом случае сменяется привычкой, люди перестают принимать достоинства друг друга как нечто особенное, уже не восхищаются один другим, как раньше. Всё кажется данностью, само собой разумеющейся. За мелкими недостатками перестаёт видеться то значительное и важное, что когда-то заставило их обратить друг на друга внимание – и полюбить. И вот, чтобы семейная лодка не зарылась носом в землю, не села на мель и не разбилась о быт, в качестве игры можно немного пофлиртовать, позволить себе стать раскованным и бесшабашным (речь идёт о том, кому первому придёт в голову столь нестандартно заставить свою половинку посмотреть на себя другими глазами). Не секрет, что большая часть мужчин – охотники по природе (опять зов предков!), и если кто-то начнёт обращать внимание на Его женщину – ухо нужно держать востро! Да и, раз другие «клюнули» на её достоинства, – они точно есть, стоит лишь приглядеться... Так же срабатывает механизм ревности у женщин. И вот уже Он и Она вновь замечают – какая она нежная и женственная, милая и заботливая, добрая и вообще – самая-самая, а он – мудрый и надёжный, честный и ласковый, мастер на все руки и вообще – самый-самый! Не правда ли, отличный финал? Только помните одно: НЕ ЗАИГРАЙТЕСЬ! И – берегите любовь!


28.08.2014. 13:10